Подписка на новости/материалы
МИФ 1: Кунаев - не казах
Внешность Димаша Ахмедовича многим не давало покоя.
Такой фенотип широко не представлен среди казахов, для которых преимущественно характерен южно-сибирский (туранский) тип монголоидной расы.

Автору текста, в различных публикациях и разговорах с людьми о Димаше Ахмедовиче, довелось читать и слышать, что Кунаев:  
- Казах;
- Татарин;
- Ногаец;
- Уйгур;
- Узбек;
- Таджик;
- Башкир;
- Бухарский еврей;
- Каракалпак.

Есть и нюансы, способствовавшие этому мифу. Об этом в тексте материала.

Разговоры о не казахском происхождении Динмухамеда Кунаева пошли с новой силой после документальной повести Абдукарима Ганиева «Исмаил Юсупов. С чистотой помыслов». Данная книга  об Исмалие Юсупове, который руководил Казахской ССР из числа уйгурской диаспоры республики в период 1962-1964 гг. Масло в огонь подлили несколько интервью самого Юсупова перед смертью, которые он дал в начале 2000-х.   

Позже, миф подкрепился словами Сатыбалды Тотанова, написавшего книгу воспоминаний «Переправы пройденной жизни». Тотанов был руководителем среднего звена в Совете Министров, работал в партийных организациях на региональном уровне.  
                                           
Воспоминания указанных людей растиражировал историк Азимбай Гали и журналист Мадат Аккозин.
Они сделали публикаций в СМИ, где утверждали: Кунаев не казах.
С их подачи в обществе и пошли разговоры, что «Кунаев не тот, за кого выдавал».  

Однако, тщательное исследование кунаеведов вопроса происхождения Д.Кунаева не нашло фактов, подтверждающих слова И.Юсупова и С.Тотанова .
Другие, в том числе Азимбай Гали и Мадат Аккозин приписали Кунаева как представителея другой национальности с позиций вышеупомянутых товарищей, без каких-либо фактов. Иначе говоря, - их слова голословны.
Поскольку, самое важное, они и сторонники их теории не предоставили фактажа о национальности Динмухамеда Кунаева как не казаха, при этом, ссылаются на сплетни, личные мнения.

Юсупов вспоминает, что рос с Кунаевым вместе. Учился с ним якобы в одной уйгурской школе имени Зарвата. Утверждает, что Д.Кунаев татарин, и дома у него всегда звучала татарская музыка.
 В интервью Юсупов рассказывает: «Кунаев в одну ночь уничтожил свой паспорт и получил новый с подтверждением его национальности как казах.  О его хитроумным лукавстве я хорошо знал».
Называя его хитрым и лукавым, И.Юсупов объясняет поступок Кунаева желанием возглавить Казахскую ССР.

Однако, есть противоречия в этих словах, даже исключительно учитывая воспоминания И.Юсупова. Так, Исмаил Абдурасулович был на два с половиной года младше Динмухамеда Ахмедовича. Соответственно, должен был учиться на два класса ниже, а не в одном.
При этом не исключаем, что такое было возможно, тем более в данной школе были и русские классы, где учились казахи, татары, русские.
Однако, насколько известно, Юсупов учился именно в уйгурском классе,  а не в русском, где мог учиться Динмухамед Ахмедович.
Кроме того, еще один очень важный момент, что Юсупов учился в начальной школе всего 4 класса. Затем, был вынужден бросить школу по семейным причинам, а получил школьное образование в детдоме, куда и был отдан. Поэтому, в его словах про Кунаева уже есть существенные расхождения.
Нигде не встречается и то, что Динмухамед Кунаев или хотя бы его братья или сестра учились в уйгурской школе или детском доме.

Вместе с тем достоверно известно, что Д.Кунаев учился в двух школах Верного, а затем советской Алма-Аты: № 19 имени Чернышевского и № 14. 
 
Об этом пишет в своих воспоминаниях и одноклассница Динмухамеда Кунаева по школе № 19 Шара Жиенкулова в книге «Сымбат» 1987 года:
«Димаш хорошо знал русский, учился хорошо. Мы давали ему на проверку свои письменные работы, просили помочь решить задачки. Поскольку, мальчики играли в асыки, мы девчята одаривали его асыками, куртом. Он нам виделся лидером, отзывчивым.  Помню услышала, что после успешного окончания школы, он уехать учиться дальше в Москву».

Утверждения Юсупова об уничтожении Кунаевым документов с графой, где он указан как татарин является странным, а после всех нами проведенных исследовательских работ, смеем сказать, что ложным. Необходимо понимать и то, что такие вещи сделать было практически невозможно.
Помимо самой Казахской ССР, «объективки», документы о всех членах правительств советских республик как в сталинский период, так и последующие с указанием их наций хранились и в Москве.  Мало верится, что Москве это было необходимо, которая и до Кунаева назначала, направляла в Казахстан не оглядываясь и без проблем по своему усмотрения казахов, неказахов, неказахстанцев.

К примеру, до назначения Кунаева трое были казахами из числа руководителей Казахской ССР: Мендешев, Мурзагалиев, Шаяхметов.
Остальные не были казахами и они легко сменялись в этой должности: Пестковский, Акулов, Нанейшвили, Костеловская, Коростелёв, Скворцов, Голощекин, Мирзоян,  Борков, Пономаренко, Брежнев, Яковлев, Беляев и Юсупов И.А. Указанные 18 человек до Кунаева: русские, казахи, еврей, украинец, грузин, армянин, уйгур. Ни один из них не менял свою национальность, чтобы утвердиться в должности руководителя советского Казахстана.  

Вместе с тем, Юсупов противоречит, утверждая, что говорил Леониду Брежневу: «никогда не нуждался и не искал общего языка с казахами». При этом, опрометчиво отмечает, что Н.Хрущев считал Д.Кунаева казахским националистом. Напомним, что Юсупов был выдвинут именно Хрущевым на позицию, которую занимал Димаш Ахмедович в 1962 году. Надо отметить, Юсупов не отрицает при этом, что представители уйгурских диаспор Казахстана и Узбекистана обращались к нему с вопросом создания уйгурской автономии. В связи с этим интересны воспоминания Ливенцова об Юсупове, которые мы приведем позже в данной статье.
Василий Ливенцов, Первый секретарь Чимкентского обкома КП Казахстана (1962—1971): "Выяснилось, что вопрос о передаче районов Узбекистану готовился заранее. Мне об этом рассказал в 1986 году Герман Александрович Те (тогда я уже находился на пенсии, а он работал в Минводхозе Союза). Летом 1962-го, когда он трудился главным инженером строительства Чардаринского водохранилища, а начальником строительства – Касымов (близкое доверенное лицо Юсупова), Ш.Р.Рашидов (Первый секретарь ЦК КП Узбекистана) несколько раз приезжал на стройку. Визиты носили конфиденциальный характер. К нему выходил заранее предупрежденный Касымов (старались, чтобы поблизости не оказалось посторонних) и через него Рашидов, видимо передавал свои рекомендации Юсупову. После таких «подпольных» встреч Касымов немедленно выезжал в Чимкент к Юсупову. Об этом Касымов рассказал под большим секретом Герману Александровичу, который и выдал мне «государственную тайну» через 24 года! Приезды Рашидова на водохранилище ему приходилось наблюдать лично. Очевидцы, в целях конспирации Рашидов и Юсупов избегали частых личных встреч".

Можно предположить, что ложь Юсупова в отношении Кунаева  спровоцированы личной обидой к нему и отличными от Д.Кунаева политическими целями. Поскольку, необходимо понимать, что как предшественником, так и новым руководителем Казахстана до И.Юсупова был именно Д.Кунаев. Известно, что Динмухамед Кунаев постепенно отстранил Юсупова от всех основных должностей в ЦК КП Казахской ССР.
Отношения между Кунаевым и Юсуповым были по принципиальным соображениям не дружескими, в том числе из-за инициативы Юсупова о передачи земель южного Казахстана в Узбекистан, приемом им делегаций руководителей уйгурских диаспор Средней Азии, предлагавших создания автономии.  

Если говорить о воспоминаниях С.Тотанова, десантника, советского партийного работника, то он пишет, что Нурсултан Назарбаев признался ему и другим его коллегам в 1990 году, что Д.Кунаев был записан как татарин в партийном документе. Даже указано дата, что так было до 1949 года.
Однако, сам Назарбаев на выступлении, посвященный к 100-летию Кунаева сделал важный акцент на национальной принадлежности Кунаева, где произнес: «Динмухамеда Ахметовича отличала большая внутренняя культура, широкая образованность и огромный личный опыт. Он воплотил в себе лучшие черты нашего народа, казахской интеллигенции того времени».

Самое важное, что есть документы, в том числе и до 1949 года, когда Кунаев вступил в партию, где указано его национальная принадлежность. 
В качестве примера можно сказать о документе 1942 года, когда Д.Кунаев был назначен заместителем Председателем СовНарКома Казахской ССР, где он указан как казах. Кроме того, собственноручно заполненные Кунаевым документы 1936-1942 гг., в период его работы на рудниках Коунрада и Риддера, а также публикаций газеты «Прибалхашская правда», где в статье говорится о казахском инженере Динмухамеде Кунаеве работающим в медном руднике.

Поэтому, статья журналиста Мадата Аккозина с громким названием «Динмухамед Кунаев. Как был фальсифицирован его образ еще при жизни» сама написана на основе фальсифицированных мнений.
Слова же Азимбая Гали, который Д.Кунаева назвал «полукровкой» на основе воспоминаний его политического оппонента - не корректны в отношении памяти человека, руководившим Казахстаном почти четверть века и имеющего в памяти многих светлый образ.
На совести Азимбая Гали, что, будучи историком-политологом, он не привел о происхождении Д.Кунаева для объективности оппонирующие мнения других, помимо И.Юсупова. Важно, и то, что кроме И.Юсупова никем из авторов утверждений, что «Кунаевы не казахи», сам Димаш Ахмедович и его родные не были знакомы близко.  Необходимо учитывать и то, что ни М.Аккозин, ни А.Гали не являются кунаеведами, и даже не ссылаются на них
Можно лишь поверить, что причины появления таких мнений лежат в желании поиска правды как в случае с Гали, Аккозиным, ретрансляций событий как с С.Тотановым, А.Ганиевым.
В случае же с И.Юсуповым дело больше в историко-политических причинах, попытках самому оправдаться перед современниками, и в личных обидах к Кунаеву.

НЕОСПОРИМЫЕ ФАКТЫ, ЧТО КУНАЕВ - КАЗАХ
           
Журналист Ораз Каугабай в интервью журналисту Жарылкап Калыбаю рассказывает, что презирал личность Д.Кунаева. Поскольку считал не достойным приписывать себе национальность из конъектурных соображений и верил мифам, в отношении его происхождения.
Парадокс в том, что желание выяснить, на чем зиждется эта «байка», превратила журналиста Ораз Каугабая в известного кунаеведа.
Исследование этого вопроса привело Ораза Каугабая к противоположному выводу, и как он сейчас сам признается: «Кунаев является казахом, это неоспоримо»!
Именно О.Каугабаем в архивах страны найден документ 1912 года об имущественных отношениях в городе Верном, где указана информация о передачи собственности Жумабая Кунаева к Минлиахмеду Кунаеву..  
В документе черным по белому указана национальная принадлежность Кунаевых. Этот документ не относится к советскому периоду и доказывает ложность слов И.Юсупова, опиравшихся на его слова  Аккозина, Ганиева, Гали, что Кунаев имеет не казахское происхождение.
 Приводим текст того документа 1912 года: «Над имуществом киргиз Нижне-Илийской волости Джумабая Кунаева учредить опеку и опекуном назначить сына покойного Менды-Ахмета Кунаева».
Остается напомнить, что казахов тогда в Российской империи называли киргизами, собственно самих кыргызов - каракиргизами. Надеемся, это пояснение, позволит не родиться новому мифу о кыргызском происхождении Динмухамеда Кунаева.

Димаш Ахметович в книге «О моем времени»: «Каждый человек должен знать родословную. Не уходя в глубокую древность, могу только сказать, что мои предки берут свое начало от Байдыбека, джигита Старшего жуза».
Запись о родословной, оставил и отец Динмухамеда Кунаева.
Так, Минлиахмед Кунаев передал запись о своем шежире (родословной) своим детям, которая написана по-старому стилю арабской вязью на казахском языке. В ней приводятся имена всех предков Кунаева по мужской линии вплоть до Байдибека с 14 века.
Помимо есть собственноручно заполненные анкеты личного дела Д.А.Кунаева с указанием своей национальности, датируемые 1936, 1939, 1942, 1952, 1955 годами, хранящимися в Архиве Президента Республики Казахстан, а также газетные публикации 30-х гг. о работниках Прибалхашстроя, где указывается, что одним из передовых работников казахской национальности является Д.Кунаев.

Генетика как наука тоже подтверждает, что Динмухамед Кунаев как сам пишет в своей книге казах из рода Ысты.
Для прояснения.
Традиционно казахи ведут свое происхождение по мужской линии.  
 Поэтому род, племя определяется по отцу соответственно.
Сейчас, методы ДНК-тестов позволяет получить доступ к той части макромолекуле человека, которая передаётся неизменно от отца к сыну по прямой мужской линии. Эта линия, передаваемая от отца называется Y-хромосома.
Так вот, ДНК-тест сдал носитель такой же родословной, как и сам Динмухамед Кунаев, а именно – Диар Аскарович Кунаев. Сын родного брата, племянник.
Генетика как наука, неопровержимо доказывает, что у Кунаевых по мужской линии такая же кровь, как и у большинства сдавших анализы из казахского рода Ысты. Ученые историки, исследовавшие генетические маркеры как рода Ысты, так и в частности Кунаева: «Поскольку у Диара Аскаровича идентичная копия Y-хромосомы с его выдающимися родственниками, то, соответственно, его ДНК-паспорт является аналогичным ДНК-паспорту Динмухамеда Кунаева, выдающегося сына казахского народа, и его отца, известного ученого и научного организатора, Аскара Кунаева, президентa Академии Наук Казахской ССР».
Тем самым, можно поставить жирную точку в неопровержимости казахской принадлежности семьи Д.Кунаева. 

Мать Д.Кунаева – Кунаева (Шынболатова) Зауре.
Происходит из племени Канлы, также древних обитателей исторического Жетысу/Семиречья. По некоторым предположениям, канлы были потомками древних кангюев, упоминаемых в III веке до нашей эры.
Пробабушка Д.Кунаева из казахского аргынского рода – тобыкты.
С этого рода прославленный просветитель, основоположник классической казахской литературы Абай Кунанбайулы.

ТАТАРСКАЯ КРОВЬ И И ТАТАРСКАЯ ЖЕНА
Можно утверждать, что Д.Кунаев имеет татарскую кровь и любил он татарку, но не правильно называть его не казахом.
Работник музея Кунаева, Жаннет Аскерова: «В действительности он казах, и это уже давно не секрет.. как известно, казахи ведут родословную по мужской линии".
Здесь необходимо объяснить её слова, почему она делает упор на мужскую линию Д.Кунаева. Ведь миф о том, что Кунаев татарин подхвачен в некоторой степени и по причине его внешности.
Причем, сами представители династии Кунаевых никогда не отрицали наличия в них татарской крови. Амина Кунаева (старшая, родная сестра): «Наша бабушка Хадиша была татаркой. Поэтому люди называют нас татарами. Это неправильно».
Вместе с тем известно, Хадиша происходила из религиозной татарской семьи. Это послужило причиной её замужества за Жумабая (дедушка Динмухамеда Кунаева), который также был религиозным человеком.
Жумабай Конайулы дважды совершил паломничество в священную Мекку.Семейные, а также предания представителей рода Ысты  гласят, что и Конай, давший свое имя известной фамилии был практикующим мусульманином и убит во время намаза.
Помимо прочего, сам Д.Кунаев был женат на Ялымовой Зухре Шариповной, этнической татарке, отец которого был белогвардейцем.

Кроме самого Д.Кунаева, все его сестры вышли замуж за казахов, а  родной брат  Кунаева женился на дочери великого казахского писателя Мухтара Ауэзова. Внучатые племянники и племянницы находятся как внутриказахских, так и в межэтнических браках.
Благодаря этим бракам, Динмухамед Кунаев является близким и дальним сватом (Құда) таким известным в истории нашей страны людям как Мухтар Ауэзов, Ильяс Жансугуров, Айтжан Туркебаев, Камал Кадыржанов, Шавкат Ибрагимов, Алькей Маргулан и другие.